Кстати сказать, если вы видели эпично полотно «АдмилалЪ», то вы с Подмосковной уже знакомы. В фильме она ловко изображает Нижнеудинск, и это как раз вдоль «вокзала» прогуливается КолчакЪ с Лизой Боярской «в шляпе и образе»(с)
Вот тут и подписано, чтобы сомнений не было

Даже паровоз, по-моему, тот же самый, что нас встречал

А это настоящий Нижнеудинск. Ну, определенное сходство просматривается, я считаю

Так что Подмосковная – не только музей, но еще и актер (в прошлом)
Ладно, хватит лирических отступлений, перейдем к суровой прозе жизни – мимо разворотного круга, от которого у меня почему-то нет фотографий, прямо к цехам депо.
Депо на Подмосковной – веерного типа. Это когда разворотный круг окружен полукруглым зданием с воротами, куда загоняют для ремонта и обслуживания паровозы и остальные -озы. Википедия утверждает, что без круга не обходится ни одна станция, потому что надо же как-то разворачивать локомотивы. Но мне кажется, что она бессовестно врет, потому как нынешние локомотивы в родне с Тяни-Толкаями, и прекрасно ездят в обе стороны по причине двухголовости. Ну да бог им судья – главное, что в музее это все имеется, работает, и можно поглядеть собственными глазами. Отделения в депо называются стойла, как в конюшне
Когда мы бродили по снегам, на кругу стоял паровоз, но разворачиваться не спешил, и мы, замерзнув, решили не ждать, а положиться на волю случая, и пошли в депо.
Первое, что мы увидели на входе – это две бочки металлической стружки. Невыразимо прекрасная вещь, очень ловко режет неосторожные пальцы. Но я все равно не удержалась, тиснула одну, и завернула в салфетку. Сороки были моими предками, определенно.

Мастерские, как им и положено, крепко пахнут металлом, смазкой, электричеством и еще бог знает чем – тот незабываемый запах, который, раз отведав, узнаёшь с первого вдоха. Светлый и холодный цех уставлен толпами зеленых станков, с потолка свисают тали, кругом разложены брутальные штуки, и как сказал экскурсовод, притащивший за собой ораву малышни – всё подключено и работает, поэтому не надо ничего нажимать и крутить.

За тяжелыми воротами следующий зал, главное украшение которого – препарированное чучело паровоза, где наглядно, буквально на пальцах, показано, откуда всё берется, и куда потом девается.
На стенде расписаны все приборы, которые полагаются приличному паровозу.

Кстати, отверстие в топке называется шуровочным, и шуровать – это буквально перемешивать в топке уголь, чтоб вы знали.
Сбоку бегущими огоньками показано, куда движется вода, а куда – тепло, и где пар выходит в рабочий цилиндр. Конечно, не помешал бы какой-нибудь экран, где рабочий процесс был бы показан в движении, для наглядности, но и так, в принципе, все достаточно понятно.

Вокруг в витринах – модели депо и локомотивов, а также разное приданое для паровозных дел. Как вам, например, факел для осмотра?

Слева от него толстая решетка – это колосник. Да-да, тот самый, обгорелый и ржавый, который был последним подарком для сына старушки, не дождавшейся его домой. Там, конечно,был пароход, но принцип один и тот же.
Паровозная масленка – на вид вмещает примерно ведро масла. Большому кораблю, как говорится, большую торпеду.

В почетном углу – стенд с фотографиями конструкторов и машинистов. Женщины тоже есть, легендарные.

Снова возвращаемся обратно, в мастерские. Группа с экскурсоводом куда-то провалилась, и поэтому мы бродим наугад, куда выведет кривая. Пока что она выводит в кузнечный цех.

Горн, наковальня – все как положено. Вместо молотобойца вот такой адский агрегат в полтора человечьих роста

Тематические полотна – для повышения культуры производства, должно быть

Из кузнечного цеха очередная дверь ведет на заснеженный двор, и мы останавливаемся в растерянности. Вокруг забор, единственные ворота завалены снегом, но обратно мимо нас дети не пробегали, значит быть они могут только в стойлах. Суем нос в приоткрытую дверь, подпихивая друг друга, как нашкодившие школьники.
Здесь все тот же запах металла, но обстановка уже совсем другая, не напоказ.

Паровозы стоят над ямами, кругом разные детали, инструменты, запчасти и прочие признаки бьющей ключом

Правда, это был самый выдающийся экземпляр, остальные поменьше. В другом углу притаился совсем малыш, на крошечных колесиках и с клепаными боками. Как будто с карусели только что сняли.

А вот вам дышло, например. Тоже могучая вещь

В следующую секцию мы не пошли – там явно что-то происходило, и мы побоялись, что нас погонят прочь, поэтому решили уйти сами. Тем более, что уже как-то устали и замерзли, и хотелось куда-нибудь вытянуть ноги и вдохнуть в себя жизнь и немножечко углеводов. Высунули носы во внутренние ворота, к кругу, но потом решили не искушать судьбу, и вернулись тем же путем, откуда появились

С буфетом, увы, не сложилось – дверь была заперта, а для тех, кто не понял, еще и отдельно подписана, чтобы не рвали ручки. Жаль, жаль – небольшой пир был бы достойным завершением авантюры. Кстати, подходящие случаю магнитики продаются на кассе у входа.
Пока ждали свою электричку, видели отправление поезда, который привез экскурсию. При отправлении они едва не потеряли одну из проводниц, а вместо обещанного гудка, на который мы так надеялись, паровоз только сконфуженно пискнул, окутав паром переход над платформой.

Придется приезжать ещё раз, когда потеплеет.