huholya (huholya) wrote,
huholya

07/04
(ч.1)
Сегодня подъем случился на заре. Ну ладно, не на заре – всего лишь в половине седьмого. Но всё равно, невиданное дело для курятничка. Сегодня у нас знаменательный день и целый список достопримечательностей: Тропа гигантов, подвесной мост, городок со звучным названием Бушмиллз, и Темные аллеи - культовое место для тех, кто смотрел «Игру престолов». Я не смотрела, но череда старых буков и без привязки к сиськам с драконами смотрится на картинках крышесносно. Чем не повод усладить взоры?
Стараясь не ронять вещи, быстро позавтракали. Капитанскую кашу спрятали в подушки – для тепла,– и в восемь часов уже стояли на автобусной остановке, обмазанные кремом от загара и обвешанные фотоаппаратами.

Вскоре подтянулись еще несколько человек, по виду такие же зеваки, как и мы. По пустынной улице подкатил автобус, открыл двери, и я вступила с водителем в диалог, снова сопровождавшийся энергичной пантомимой и использованием подручных предметов. В конце концов, за восемь фунтов с носа мы купили билет до Бушмиллса, дававший право выходить на любой точке маршрута, и садиться в следующие автобусы без доплаты. Очень удобно, если собираешься посещать все подряд. Расселись по местам в кондиционированной прохладе, и автобус рванул с места.
Не знаю, как они выдерживают расписание, если кто-то вздумает по дороге войти или выйти, но у меня просто дыхание спирало при взгляде на дорогу. Сельские (язык не повернется сказать «проселочные») дороги здесь достаточно хороши, чтобы позволить автобусу разогнаться влегкую до сотни километров. При этом на большей их части обочины отсутствуют подчистую – прямо к дорожному полотну подступают или каменные стенки, или живые изгороди. Пешеходная жизнь, как я понимаю – это какое-то чрезвычайное явление, поэтому хоть расстояния и невелики, но разгуливать ножками по этим краям я бы не стала. В самом крайнем случае – велосипед, да и то с замиранием сердца. По полям тоже не пойдешь: во-первых, частная собственность и изгороди, во-вторых, тропинок тоже нет, и не топтать же посевы и пастбища? Интересно, как тут решаются эти проблемы. Видимо, поголовной автомобилизацией.
Начать мы решили с Тропы гигантов, пока не слишком жарко и мало народа. Водитель высадил нас на нужной остановке, показал, куда идти, и где ждать автобус в обратную сторону, и умчался со скоростью лидера «Париж - Даккар». Мы окунулись в тишину, звенящую кузнечиками, и неспешно поплыли через нее к высившемуся за пригорком громадному комплексу туристического центра, который дитя бессовестно обозвала крематорием.

Неизвестный архитектор, как я понимаю, имел намерение стилизовать здание под ту самую тропу, началом которой оно являлось, но в итоге вышла мрачная ребристая коробка, одним краем уходящая в холм. Тем не менее, внутри было уютно, прохладно, и практически безлюдно. У входа нас встретила девушка с буклетами, которая расспросила, сами ли мы приехали, или с группой, и направила в небольшую очередь к билетам. Несколько минут ожидания, и нас принимает под крыло уже другая девушка – с такими огромными синими глазами, что любая Мальвина проглотила бы от зависти собственный бант.
Неожиданно выяснилось, что на вход нам билеты не нужны, раз мы не хотим брать экскурсию, и приехали самостоятельно с многоразовым автобусным билетом – он и будет нам пропуском. Окрыленные таким успехом, мы получили схему побережья на русском языке, и через прохладный туннель вышли к берегу.

Тропа гигантов находится в ведении Национального фонда, чей символ – ветку дуба с желудями – мы уже не однажды встречали на пути. Фонд занимается сохранением объектов культурного и природного наследия по всему Соединенному королевству. Кроме того, Тропа и побережье вокруг нее являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и ажиотаж здесь в летние дни просто неимоверный.
Нас спасло то, что мы приехали к открытию, и хотя таких же умных набралось тоже достаточно, но не настолько, чтобы нельзя было сфотографировать, что хочется, без людей в кадре. По заповеднику проложено несколько троп, которые отличаются сложностью, и цветными обозначениями – всего четыре уровня. Мы выбрали голубой – третий из четырех, и двинулись вдоль берега, сверяясь с путеводителем.
Солнце, пока еще не слишком высокое, светило из-за скал на море, и делало красивые мягкие тени.

Конечно же, мы застревали с фотоаппаратами у каждого камня и каждой скалы, поэтому, когда начались сами каменные столбы, там уже болталось человек сорок. Но все же красоты хватило на всех, и где-то на третьем десятке кадров я вспомнила об альбоме с красками и своем намерении творить на ходу. Вот и подходящий случай.
Пока я рисовала, облокотившись на один каменный шестиугольник, и положив блокнот на другой, остальные излазили ребристый мыс вдоль и поперек, и в целом все мы наслаждались пейзажами, пока не прикатил автобус с вездесущими китайскими туристами. Жемчужина Ирландии враз сделалась похожа на строительство Вавилонской башни, и пришлось отступить вглубь бухты. Издалека человеческое мельтешение терялось на фоне громады скал, и не так раздражало.

Надо сказать, что эти камни – довольно опасное место. Мало того, что базальт до блеска отполирован миллионами подошв, поэтому поскользнуться на каменных ступенях, особенно в сырую погоду, проще простого, так еще в погоне за красивыми кадрами туристы подходят к самой кромке прибоя. Каждый год пару-тройку человек смывает в воду, поэтому здесь постоянно дежурит смотритель с аптечкой на поясе и свистком на шее, а в белом столбике прячется спасательная веревка.

Вообще отношение к безопасности здесь несколько параллельное, а может быть, такое ощущение создается из-за мягкости формы, в которую облечены запреты, и объяснения. "Мы будем благодарны, если вы не станете перелезать этот забор", "Если стоять близко к краю, это может закончиться падением", "Пожалуйста, не тревожьте птиц, у них сезон высиживания", и все в подобном духе. Ну и думается мне, что страховая медицина, не покрывающая расходов на "Смотрите, как я могу!", тоже служит сдерживающим фактором.
Хотя люди одинаковы везде, и мы были свидетелями, как довольно почтенный отец семейства на глазах четырех сыновей от семи до пятнадцати лет, отважно карабкался на практически отвесный склон, вооружившись фотоаппаратом, и цепляясь за жизнь шлепанцами без задника. И нет, он не был россиянином, отнюдь. Закончилось все ободранными коленками и животом, и грязными шортами - но только потому, что он не успел влезть достаточно высоко.

В следующей бухте голубая тропа заканчивается, и дальше начинается красная – дорога поднимается в гору, а потом раздваивается: в одну сторону можно дойти до мыса, замыкающего бухту, а в другую – подняться по довольно крутой лестнице на обрыв, и уже поверху вернуться ко входу и информационному центру. Мы решили сначала дойти до мыса, и поглядеть, что там за ним, а потом уже решить, лезть ли на гору, или возвращаться низом.

По дороге к мысу тропа проходит вдоль скальных выходов: те же самые базальтовые шестигранники, что и внизу, растут прямо из стены, и напоминают гигантский оргАн. Ближе к мысу появляются ограждения, а "за углом" тропа заканчивается табличкой с пояснениями – администрация парка в заботе о посетителях прерывает маршрут на этом месте, чтобы не подвергать их жизнь опасности, которую представляют регулярные оползни, последний из которых вы можете увидеть справа от себя. И в самом деле – приличный кусок ещё видной тропы завален громадным языком сдвинувшейся земли и камней. Опять же, возвращаясь к теме запретов: когда объясняют, почему сделано именно так, большая часть вопросов, как правило, отпадает вместе с желанием попробовать: "а что будет, если..."

В общем-то, можно уже и возвращаться: солнце давно в зените, а у нас еще полно не реализованных желаний. Осталось только решить, как это сделать – низом, или выбираться наверх. Мы выбрали наверх, безжалостно проигнорировав деткины стоны, и в общем-то, ни разу не пожалели.

Сам подъем, хоть и крут, но короток, зато наверху поля, овцы, облака, трава по пояс, и виды на море ослепительного лазурного цвета. Взобрались по лестнице, упирающейся прямо в небеса, передохнули на заботливо подставленной лавочке, и пошли вдоль обрывов, поджариваясь на солнце,и любуясь пейзажами. Конечно же, без фото опять не обошлось, а из-за не слишком сильной популярности тропы ещё и вволю насладились одиночеством.

Вернувшись ко входу, устроили себе короткий отдых - погуляли по инфоцентру,где уже даже не пахло утренним безлюдьем, поглазели на сувениры, внезапно осознали, что подвески в виде сот – это не про мёд, а про базальт, и пошли на автобус: пора двигаться к следующему пункту плана, подвесному мосту.

Tags: буквы, картинки, шило в попе, шотландия

• (no subject)

"Книги водят нас по свету" - святая истинная правда. Ну, я про тех, кто еще в доинтернетную эпоху родился - про нынешних не знаю уже, какое…

Еще картинок про Ягры. Ну потому что невозможно же вообще. Это второй заход был, одного мало показалось. И сосны ведь не посмотрели к тому же. Но…

Не помню, у кого прочитала: "Отправляясь в путешествие, половину впечатлений мы уже везем с собой" И ведь так и есть: вот имеется в голове…