В Качу мы приезжали дважды - первый раз по заданию, второй раз - два дня спустя, по велению той самой дурной головы, которая не дает покоя ногам, поперезабывав половину из порученного. Впрочем, охотно бы прокатилась туда еще - там действительно всё иначе.
Итак, Кача.
Небольшой поселок в двадцати киломертах от Севастополя, получивший название от протекающей поблизости речки Качи, родовое гнездо всей российской/советской военно-морской авиации.
Качинское летное училище было основано в ноябре 1910 года по высочайшему соизволению Николая II великим князем Александром Михайловичем Романовым и называлось "Севастопольская офицерская школа авиации". На это пошла часть средств, собранных среди граждан России Комитетом по восстановлению флота после русско-японской войны, - 900 тыс. рублей. Первые пять лет работа школы оплачивалась из добровольных пожертвований россиян.
26 октября 1911 года в Ливадии состоялся первый выпуск 24-х летчиков, которых по этому случаю принял и напутствовал царь Николай II.

Летом 1911 года Севастопольскую школу посетил председатель Государственной думы России А. И. Гучков, после чего дума выделила авиашколе на обустройство 1 млн. 50 тыс. рублей. На эти деньги был приобретен под аэродром участок земли - 658 десятин в 20 километрах севернее Севастополя, недалеко от речки Кача (впоследствии там был построен авиационный городок с комплексом служебных и жилых помещений). Летом 1912 года офицерская школа авиации переехала на речку Качу.





Пережив Гражданскую войну, качинская школа продолжила свою профессиональную работу после 1920 года. В декабре 1922 года, объединившись с Гатчинской школой, стала называться Школа авиации России № 1. Особенно успешно Кача работала в 30-е годы, подготовив почти 7000 пилотов.
Продолжение теперь уже завтра - а то я как-то увлеклась, закопавшись в первоисточники :)
(материалы с сайтов: www.ka4a.com, "Наука и жизнь",